27.04.2023
Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период
существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом
созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и
совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма,
развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной
нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие
познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления,
воображения, памяти, речи.
Внимание.
Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является
непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться
произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и
удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К
концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и
слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических
процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня
достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться
логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять
существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию
способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого
воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость
и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста
расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в
активной речи различные сложно грамматические конструкции.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет
характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности
ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У
ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания
успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения
взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то
положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе
сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия,
т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе
внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и
личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов.
Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над
мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах
деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные
сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к
концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В
результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении
дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью
удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего
детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой
деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции –
«позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей
личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности
ребенка к школе.
Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде
всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья,
зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит
определенные умственные и физические нагрузки.
Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?
Под психологической готовностью к школьному
обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень
психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной
программы в условиях обучения в количестве сверстников.
Составными компонентами психологической
готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная,
интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.
Внутренняя психическая жизнь ребенка,
ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в
дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того,
насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть
адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.
Мотивационная готовность к школе
характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием
учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
Социально-личностная готовность
характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к
принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает
определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в
отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к
своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень
развития самосознания.
Также социально-личностная готовность
включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств,
необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем,
способность к коллективным формам деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному
обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с
развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью
обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по
существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать
выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
Важной составной частью психологической
готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая
включает сформированность определенных навыков умения управлять своим
поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной
регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень
развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять
определенные требования учителя.
Волевая готовность включает сформированность
следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать
решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять
определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия,
способность оценивать результат своего действия.
Сформированность компонентов волевого действия является основой для
развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для
успешной учебной деятельности.
Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам,
необходимым будущему первокласснику
Общая эрудиция.
Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире:
временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей
(одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.
Математические знания.
Ребенок должен знать:
- цифры и знаки «+» и «-»;
- смежные числа в пределах 10 «соседи
числа»;
- количественный состав чисел в пределах 10
(состав числа);
- знать простейшие геометрические фигуры.
Ребенок должен уметь:
- читать числа до 20;
- считать до 20 (прямой и обратный счет);
- решать арифметические задачи в одно
действие на сложение и вычитание;
- ориентироваться на листе бумаги, понимать
выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;
- решать примеры в пределах 10 (или 20);
- пользоваться часами без секундной стрелки.
Требования к уровню устной грамотности.
Ребенок должен знать:
- алфавит;
- средства интонационной выразительности
(повышение и понижение голоса);
ряд стихов, потешек, загадок, считалок.
Ребенок должен уметь:
- проводить звуковой анализ несложных слов,
последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
- различать и называть гласные и согласные,
твердые и мягкие звуки;
выделять ударение в словах;
устно
пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);
обводить и списывать (срисовывать) печатные
буквы и слова.
Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования,
предъявляемые к речи):
- ясное произношение всех звуков родного
языка;
- умение ребенка говорить, меняя динамику,
тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;
- использовать в речи средства интонационной
выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;
- должен быть сформирован уровень культуры
речевого общения;
- должен уметь разговаривать, глядя
собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;
- ребенок должен уметь вести диалог,
логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки,
рассказы;
- уметь объяснять своими словами смысл
пословицы, стихотворения.
Требования к уровню грамматических
навыков:
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- умение создавать напряжение и расслабление
в мышцах руки и кисти;
- умение правильно держать руку, карандаш,
кисть.
Требования к уровню развития мышления и
воображения:
- умение выполнять действие классификация;
- умение давать определение знакомого
понятия через род и видовое различие.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.04.2023
Дата обновления: 27.04.2023
Дата публикации: 27.04.2023