30.05.2023
Родители часто сталкиваются с типичной
проблемой: многие обязательные дела ребенок вполне освоил, но он
упорно это не делает! Как быть?
Все зависит от причин непослушания.
1. Возможно, вы прошли не весь
необходимый путь с ним. Если он просит «Давай вместе», то
возможно ему все еще трудно организовать себя или нужно
ваше участие или моральная поддержка.
2. Чаще корень негативного упорства и
отказов лежит в отрицательных переживаниях. Это может быть проблема самого
ребенка, но чаще это проблема между вами и ребенком, в ваших взаимоотношениях.
Прислушайтесь каким тоном вы общаетесь.
Без теплого и дружелюбного тона не поможет ни один способ. Если ваше участие в
занятиях с ребенком не помогает или он отказывается от вашей помощи, то нужно
менять стиль общения.
«Руководящие указания где-то и нужны, но
не в совместных занятиях с ребенком, а если они появляются, то прекращается
работа вместе – на равных. Не следует занимать позицию «Над» ребенком, дети к ней очень чувствительны и
против нее восстают все силы их души. Тогда они начинают сопротивляться
необходимому, не соглашаться с очевидным, оспаривать бесспорное. Чтобы
сохранить позицию на равных нужна изобретательность.
Еще способ как отойти от руководящих
указаний, предложенный Выготским. Ребенок легче и быстрее учится организовывать
себя и свои дела, если ему помочь некоторыми внешними средствами. Картинки,
списки дел, записки, схемы или написанные инструкции. Это уже не слова
взрослого а их замена. Когда ребенок пользуется ими самостоятельно он на
полпути, чтоб сделать это сам.
3. Родитель готов учить,
помогать сколько угодно, не сердится, не критикует, но дело не идет. Такое
случается с излишне заботливыми
родителями, которые хотят для
своих детей больше, чем сами дети, вместо ребенка.
Родители, которые поступают в школу вместе с
ребенком, на кружки очень похожи на горе-провожающих. В своем эмоциональном
порыве они забывают, что ехать не им, а ребенку. И тогда тот остается на
перроне.
Родители, которые слишком много хотят за
ребенка, как правило, сами трудно живут –
нет сил и времени на свои интересы, личную жизнь. Тяжесть их родительского долго понятна: ведь все время приходится
тащить лодку против течения. Оборачивается это тем, что ребенок может и
послушный, но интереса ни к чему нет.
Но Чаще детям приходится бороться за
право желать и получать то, в чем они нуждаются. Родители упорно
настаивают на «правильных» делах, с тем же
упорством ребенок делает «неправильные» и
не важно что, лишь бы своим или наоборот. И получается парадокс:
своими стараниями родители невольно отталкивают
ребенка от серьезных дел и ответственности.
Чем больше воспитательная
активность родителя, тем больше инфантильность детей.
Такая формула основана на деятельности психологического
закона:
Личность и способности ребенка
развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному
желанию и с интересом.
«можно затащить лошадь в воду, но нельзя
заставить ее пить». Более того, чем настойчивее будет родитель, тем
нелюбимее будет даже самая интересная и полезная деятельность.
Как избежать конфликтов и принуждения?
Присмотритесь, чем увлекается ваш ребенок.
Не имеет значение ваше отношение к занятиям, только что для него они важны и
интересны и к ним стоит относиться с уважением. Спросите почему это интересно и
сможете взглянуть на это глазами ребенка, избегая советов и оценок. Хорошо если
вы сможете принять участие и разделить увлечение ребенка. Он будет очень
благодарен и на волне его интереса вы сможете передавать ему то, что вы
считаете полезным. И тогда лодка пойдет по течению.
Как работать с собой и как добиться,
чтоб дела были сделаны?
Необходимо вовремя «отпустить руль», то есть переставать делать за ребенка
то, что он может делать сам.
Ключевой вопрос: Чья это должна быть
забота?
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя
заботу и ответственность
за личные дела вашего ребенка и
передавайте их ему.
Речь идет о снятии мелочной заботы,
затянувшейся опеки, которая мешает ребенку взрослеть. Передача ответственности
за свои дела и поступки и за будущую жизнь – самая большая забота, которую вы
можете ребенку дать. Это мудрая забота. Она делает ребенка сильным и уверенным
в себе, а ваши отношения спокойными и радостными.
Процесс передачи ответственности
непрост, ведь приходится рисковать временным благополучием ребенка.
Позволяйте вашему ребенку встречаться с
отрицательными последствиями своих действий (или бездействия).
Только тогда он будет взрослеть и
становиться «сознательным».